История детского туризма в Башкирии берет свое начало с 1900 года, когда Министерством просвещения России был утвержден Циркуляр от 2 августа 1900 года № 20185, допускающий в целях обучения «образовательные прогулки и путешествия».
Первый туристский поход в Башкирии был совершен летом 1927 года по маршруту г. Уфа – г. Миньяр – г. Сим – верховья реки Сим. В течение трех недель ребята по заданию Наркомздрава занимались изучением и сбором лекарственных трав.
К концу 1920-х годов экскурсии, походы переросли в массовое явление, в моду вошли сплавы по рекам. На деревянных лодках сплавлялись туристы по известным рекам Башкирии: Сим, Ай, Юрюзань, Уфа, Инзер и др.
В 1930-е годы краеведение и туризм в школах Башкирии. Теряется исследовательский характер и ослабевает общественно-полезная направленность туризма, на первые места выходят спорт и военно-патриотическое воспитание молодежи.
Затухание туристско-краеведческой работы не осталось не замеченным общественностью, в газетах появились статьи, где призывали школьников обратить внимание на изучение родного края и не забывать его историю. 23 сентября 1931 года на заседании Центрального бюро детских коммунистических организаций постановлением Президиума было вынесено решение о создании туристской станции.
10 мая 1932 года «Положение о Башкирской Центральной детской экскурсионной туристской станции (БЦДЭТС)» возвестило о начале ее существования.
Задачами станции стали:
- организационно-методическое руководство экскурсионной, туристской работой среди детей и подростков в школах и детских учреждениях Башкирии;
- создание сети районных и городских ДЭТС;
- развитие и внедрение экскурсионно-туристской работы в школах и пионеротрядах.
Работа станции была прервана Великой отечественной войной. РДЭТС решением СНК Башкирской АССР № 531 от 19 июля 1943 года ликвидируется.
Послевоенный период характеризуется подъемом туристско-краеведческой работы в школах республики.
Туристское лето начиналось слетами-стартами. В походы уходило более 100 отрядов, в летний период функционировало 14 туристских баз в крупных городах Башкирии.
В 1950-е годы в школах республики организуются краеведческие уголки. Утверждаются туристские нормативы, при сдаче которых участники получали значок «Турист ССР». В Башкирии их было 255 человек.
В 1957 году с объявлением 1-ой Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников в практику входит организация экспедиционных отрядов.
В начале 1960-х годов впервые учащиеся нашей республики приняли участие в массовом геологическом походе.
С конца 1960-х годов стало обращаться внимание на совершенствование работы школьных музеев, созданию новых. В то время в республике было 144 паспортизированных музея из 989 средних школ – это одно из первых мест в РСФСР. В этот период РДЭТС переименовывается в Республиканскую станцию юных туристов (РСЮТ).
В начале 70-х годов вся работа проводится в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников.
С 1991 года РСЮТ переименовывается в Республиканский Центр детско-юношеского туризма и экскурсий MHO РБ.
В плане массовых мероприятий появляются соревнования по видам туризма: водные, пешеходные, лыжные, спелеологические.
С 1993 года в Центре началась работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а с 1996 года для детей с ОВЗ впервые был организован республиканский лагерь «Звездный городок, который стал ежегодным.
С 1999 года проводится Республиканский полевой лагерь учащихся «Юный спасатель» по программе «Школа безопасности».
В 2004 году учреждение получило новое название – государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий Министерства образования РБ.
С 2007 года стали проводиться полевые профильные лагеря «Юный геолог» и «Соцветие курая».
С 2015 года учреждение переименовывается в государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий МО РБ.
В настоящее время в ГБУ ДО РДООЦТКиЭ реализуются дополнительные общеобразовательные программы по 5 направлениям: туристско-краеведческому, социально-гуманитарному, художественному, естественнонаучному, физкультурно-спортивному.