Публикации

Соревнования «ОСЕННИЙ САБАНТУЙ-2021» успешно завершены!

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

25-26 сентября 2021 г. состоялись открытые Соревнования Гафурийского района Республики Башкортостан по спортивному туризму, дисциплина «дистанции – на средствах передвижения авто-мото дистанции», 2 класс (номер-код 0840141811Я, далее – Соревнования).

Мероприятие было организовано и проведено силами туристско-спортивного клуба «Мангуст», г. Уфа (далее – «Мангуст»), и туристско-спортивного клуба «Абсолют», г. Уфа. Большую поддержку оказали Администрации Гафурийского района Республики Башкортостан, Федерации спортивного туризма Республики Башкортостан (далее – ФСТ РБ), комиссии автомототуризма ФСТ РБ (далее – КАМТ).

В качестве партнеров Соревнований выступили РО ООД «Поисковое движение России» в Республике Башкортостан и ГБУ ДО Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий. Этими организациями было предоставлено снаряжение, необходимое для обустройства полевого лагеря Соревнований.

«Мангуст» подобные Соревнования провел в конце сентября уже четвертый год подряд. Мероприятие было посвящено Всемирному дню туризма. Стараемся выбирать разные регионы Башкортостана, чтобы команды постоянно делали для себя новые географические открытия, и только так можно приобщать новые команды к спортивному туризму! Год назад Соревнования проходили в Уфимском районе на Ляудинских болотах. Там мы соревновались на автодистанциях 3-го класса и это было довольно жестко…

Итак, после работы, в пятницу, 24 сентября, организаторы, судьи и часть команд-участников выехали по заданным координатам в Гафурийском районе Республики Башкортостан. Уже в полной темноте под дождем семь экипажей из городов Нефтекамск, Уфа, Оренбург и Магнитогорск прибыли в условную точку в чистом поле на левом берегу р. Зилим за д. Абдуллино Гафурийского района. В 24.00 приступили к постановке базового лагеря. Определили места ночевок судей, участников, места для установки штабной палатки, костра. Натянули групповые тенты, поставили переносной туалет, установили палатки, в 02.00 часа приготовили поздний ужин, в 02.30 – отбой в базовом лагере. Дождь шел всю ночь…

Утро выдалось по традиции пасмурным и также дождливым… 07.00 – общий подъем и продолжение постановки полевого лагеря Соревнований. Постепенно подъехали и остальные команды, кто не смог с вечера. Дружеские объятия, многие участники, даже родственники, в период пандемии видятся редко, а подобные мероприятия сближают самых здоровых (на данный момент!), поэтому все друг другу очень рады! Ведь точно также на автомаршрутах команды «Мангуста» встречаются в самых разных точках России.

В 10.00 состоялось торжественное открытие Соревнований. Нужно отметить, что судейский корпус был представлен судьями гг. Уфа, Магнитогорск, Оренбург, имеющими богатый опыт организации и проведения дистанций в пешем, горном, водном, спелео и автотуризме. 

Мы очень уважаем спортивные традиции, поэтому право поднятия флагов Соревнований под гимн России было предоставлено Циль Розе Абдулловне, старшему по возрасту судье, неоднократному победителю автодистанций в 2015 и 2016 годах, единственной в Башкортостане женщине, имеющей спортивное звание «Мастер спорта России по горным маршрутам», представителю турклуба «им. Н. Гастелло». Роза Абдулловна имеет большой опыт прохождения горных маршрутов 5-6 категорий сложности. Участник чемпионатов СССР и России, Кубка Москвы.

 После открытия Соревнований состоялось короткое совещание с представителями команд. 10.30 – команды выстраиваются в стартовом коридоре согласно стартовому протоколу. За три минуты до старта командам выдаются легенды. Экипажам предстоит «взять» 26 контрольных точек (КП), разбросанных в разных уголках Гафурийского и Архангельского районов. 

И не просто взять, но и зафиксировать на фото, на некоторых КП указано «штурман должен сделать то-то…», на других – сделать фото в режиме «рука-рука», были и более сложные задания со «взятием» «особых» точек.

… Судья старта–финиша отсчитывает: «…5, 4, 3, 2, 1, старт!!!»… Команды  мгновенно срываются со старта и уходят на Длинную дистанцию.

В этот раз ради массовости организаторы снизили класс дистанций до 2 класса. Это значит, что они проходимы на любым серийным автомобиле. Но суть дистанции в том, что точки заданные по координатам, найти не так-то просто. Организаторы заложили множество подковырок, загадок. Например, название одного из КП – «Объект жизнедеятельности. Штурман указывает и прикасается номером к решетке с желтым наличником, другой рукой прикасается к «дырке». Так был «зашифрован» самый дальний родник в парке с. Зилим-Караново. И этот КП правильно никто из команд не «взял». Кто-то заснялся у ворот, кто-то у другого родника. Условия дистанции не выполнены, значит, полагается штраф согласно Таблице штрафов.

Лишь одна команда правильно «взяла» другой КП, где по легенде «Участник находится (стоит/сидит/лежит) на голубом объекте, чтобы на заднем плане было видно четыре дырки…». Так были «зашифрован» мостик в п. Бакрак, покрашенный в синий цвет с четырьмя водосточными трубами на заднем плане на насыпи. За день до соревнований прошли дожди и мостик был в воде… Мало кто из участников догадался, как правильно выполнить это задание.

КП «Рука-рука» с забором склада стратегического назначения. Но все-таки местный уровень… (водитель)». Его большинство экипажей «взяли» правильно. Это был склад сена в одной из деревень.

Задание «Штурман держит номер под «Хамза Ф» также выполнили большинство команд. Это был Мемориал воинской славы в одном из населенных пунктов.

КП «Водитель указывает номером на цифру с хвостом в метке Мангуста (в кадре – лицо водителя, номер и вся метка Мангуста)» «взяли» только сильнейшие экипажи.  КП было спрятано глубоко под автомобильным мостом…

Некоторые КП были в лесу, где для нахождения контрольной отметки потребовалось рассмотреть каждое дерево в квадрате 30х30 м. В ходе «взятия» «особых точек» участники пешком поднимались на горы, залезали под мосты, бегали по степи…и постоянно разгадывали ребусы постановщиков дистанции.

Более четырех часов потребовалось командам на прохождение Длинной дистанции. При этом кто «взял» мало КП, проехал 100 км, кто «взял» максимум КМ, проехал более 200 км… На финише судья старта-финиша фиксировал время в протоколе, забирал легенды с отмеченными точками, фото с КП сдавались командой на судейский компьютер для последующего анализа и зачета.

Положительно сказался опыт участия команд в подобных соревнованиях и квестах по другим видам туризма, если когда-нибудь хотя бы одного из членов команды участвовал в аналогичных дистанциях.

К 16.00 большинство команд финишировали на Длинной дистанции 130 км и пообедали. Организаторы предусмотрели общий обед (борщ), приготовленный на костре. После действительно длинной дистанции с элементами кросса и сытного обеда многие команды решили вздремнуть в машинах. Бодрый голос главного судьи быстро вернул всех к жизни: «Команды и судьи – выходим пешком на просмотр дистанций КД1 и КД2…». Судья этапа Семенов Алексей, представитель турклуба «Абсолют», г. Уфа, подробно рассказал об условиях дистанции КД2 («Слепое вождение»).

 На КД2 водителю команды предстояло преодолеть в движении шесть ворот с наглухо завязанными глазами и закрытыми стеклами автомобиля. Штурман извне по рации направляет водителя, выбирая заданную в условиях дистанции траекторию движения.

При кажущейся простоте упражнения каждый водитель-новичок выходит из-за руля весь в холодном поту… Именно на этом этапе проверяется слаженность работы команды, основанная на личном опыте каждого участника… В контрольное время уложились все команды, но разрыв между победителем и остальными был настолько большим, что норматив 2 разряда выполнила только команда-победитель.

С дистанцией КД1 («Фигурное вождение») команды и судей познакомил главный судья. Все дружно пешком прошли всю дистанцию (порядка 1 км), Эта дистанция для зрителей оказалась наиболее зрелищной! Командам предстояло пройти 10 этапов, в том числе «Змейка передом», «Змейка задом», «Восьмерка», «Ямы», «Ямы (трапики)», «Косогоры», «Песок» и «Гараж». На финише была размечена полуметровая зона финиша, выезд или недоезд наказывался штрафом.

Все этапы оказались непростыми. На «Восьмерке» отклонение по периметру – касание вешки – штраф. Неточность при заходе в центр и машина накренится, может свалиться в глубокую яму! 

На этапе «Ямы» одно неверное движение рулем, остановка на яме и сразу требуется помощь зрителей, а это – крупный штраф!

На этапе «Ямы (трапики»)» было подготовлено три подэтапа с глубокими ямами (более 50 см глубиной). На первом подэтапе команда сама кладет два металлических трапа шириной 37 см весом по 15 кг каждый под колеса своего авто и переезжает глубокую яму. Здесь трапы - самые тяжелые, но самые широкие, длинные и устойчивые. 

На втором – то же упражнение, но с узким деревянным трапом 28 см. Здесь внимание зрителей привлекла команда Т-160 Diablo, г. Нефтекамск (Князевы Алексей и Людмила), которая самый легкий трапик выкладывала вдвоем, выверяла каждый сантиметр, но делала это настолько быстро, что оказалась победителем всей дистанции КД1…

На третьем – два пластиковых трапа. С этим этапом в полном объеме справились лишь половина команд. Здесь стоит отметить четкую работу команды «Бизон» (Васяев Владислав и Аминев Салават), которая на автомобиле Polo стартовала второй и по факту показывала остальным командам на переднеприводных авто, как нужно проходить этот этап.

А вот команда г. Магнитогорск (Ермакова Наталья и сын Ярослав, 16 лет) на LadaGranta прекрасно прошла два подэтапа, а на пластике лишь на секунду авто остановилось, штурман начал поправлять трапы, передние колеса соскользнули яму и … команду на буксире вытащил другой экипаж. Помощь команде извне – крупный штраф!

На этапе «Косогор» постановщики дистанции установили извилистый коридор на песке с резким подъемом, креном влево и большой кочкой на выходе… когда стартовала вторая часть команд-участников, пошел сильный дождь и не все команды смогли пройти этот этап «чисто». Этап «Песок» особенно запомнился команде «Лисички», г. Уфа (Крашенинникова Екатерина, Бикмеева Светлана). К этому времени предыдущие команды промяли здесь колею. Низкая посадка Oktavia не позволила взять подъем сходу… забуксовали, потребовалась помощь извне.

 

Этап «Гараж» был заключительным. Это классический этап короткой дистанции, особых вопросов не было, все справились. Разница была только в том, что победители это делали на скорости, с дрифтом, а остальные команды – не торопясь.

Большинство команд приехали с детьми. Все время, пока взрослые проходили дистанции, дети помогали у костра, играли в лагере, наслаждались свежим воздухом и свободой… Один из секретов устойчивого развития турклуба «Мангуст» кроется в том, что мы ходим на автомаршруты 1-4 категорий сложности с детьми и внуками, делаем восхождения на горы-1000-ки тоже с ними! Так передается туристский опыт, так растет наша будущая смена. Например, у 15-летней Крашенинниковой Полины за плечами – 20 гор-1000-в, в качестве штурмана-стажера – четыре автомаршрута 3-4 категорий сложности по Кавказу, Горному Алтаю и на Кольском п-ве. 13-летняя Бикмеева Виктория совершила восхождения на 15 гор-1000-в, прошла сложные автомаршруты. 7-летний Бикмеев Максим с 4-х лет проходит в походах выходного дня по 15-25 км в день с 4-х лет… это – наши туристские дети!

Особо стоит отметить 16-летний Ермаков Ярослав, г. Магнитогорск, на этих соревнованиях дебютировал с мамой Натальей, прошел все три дистанции в качестве штурмана. Очень скоро сам станет водителем!

К вечеру дождь усилился и иногда переходил в проливной… прохождение коротких дистанций команды закончили уже в сумерках… участники и судьи дружно убрали все снаряжение с дистанций. В 20.00 – общий ужин в штабной палатке и бурное-бурное обсуждение итогов дня… у участников не выходили из головы цифры, термины типа «хвост «Мангуста», красивейшая долина р. Зилим со скалы Акташ и многие другие объекты…

Не обошлось и без технических сюрпризов. Из 14 заявившихся команд три не прибыли на место старта по техническим причинам, одна команда заблудилась по пути на место старта и впоследствии не выполнила условия дистанции. У автомобиля Нива Шевроле г. Магнитогорск на Длинной дистанции порвался амортизатор, еле финишировали…

Страсти в лагере еще долго кипели и бурлили!!! Ведь малейшая неточность на КП – «невзятие», штраф. Например, задание легенды «Штурман на фото с объектом «ТТ». «Рука-рука» большинство команд выполнило неверно! Нужно было правой рукой коснуться не телефонной будки, а телефонной трубки!!!

Между тем, судьи, не поднимая головы, работали с протоколами, баллами, штрафами… К 21.00 были опубликованы предварительные результаты КД1 и КД2. Анализ взятых командами КП, фотографий, способы «взятия» точек и подсчет результатов на Длинной дистанции продолжался до 03.00…

На Длинной дистанции победила команда T-160 Diablo, г.Нефтекамск (Князевы Алексей и Людмила), второй стала команда «Бизон», г. Уфа (Васяев Владислав и Аминев Салават), третье место – у дебютантов Соревнований, команда «БобрДобр», г. Уфа (Бажин Николай и Саитова Лайсан). Нужно отметить, что первая команда – спортсмены-пешеходники (дистанции и маршруты). Вторая – дистанционщик и опытный авто-турист-маршрутник. Третья – также автотуристы-маршрутники.   

Дистанцию КД1 с большим отрывом выиграла команда «Бизон», T-160 Diablo – второе место и третьей стала команда «Лисички», г.Уфа (Крашенинникова Екатерина и Бикмеева Светлана). Оба члена команды «Лисички» - опытные туристы-маршрутники, но вместе выступили впервые. 

Дистанцию КД2 («Фигурное вождение») с большим отрывом выиграла команда T-160 Diablo, второй стала команда МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска - «Мороз» (Мороз Михаил и Наталья), команда «Бизон» стала третьей. Экипаж «Мороз» - также опытные авто-туристы-маршрутники. В спорте все очень быстро меняется, но на текущих Соревнованиях призерами на всех трех дистанциях стали самые опытные из состава команд-участников. 

Утро 26 сентября выдалось таким же хмурым, как и предыдущее… Лишь к обеду небо посветлело. ГСК между тем оформила дипломы командам-призерам и сертификаты всем участникам, не попавшим в призеры. В 14.00 состоялось построение, вручение наград и закрытие соревнований. Сертификаты были вручены участникам, не попавшим в призеры. 

Все три дистанции были задуманы и поставлены так, чтобы нигде ни у одной из команд или автомобилей не было явного преимущества. И потому общий (командный) зачет выявил команды-универсалы. Третье место заняла команда «Харгус», г. Уфа (Селютин Константин и Жилинская Елена), дебютанты Соревнований. Второй стала  команда «Бизон».

А победила в общем (командном) зачете команда Т-160 Diablo, г. Нефтекамск. Браво, Нефтекамск!!! До следующих Соревнований команда Князевых будет носить титул чемпиона открытых Соревнований Гафурийского района!

Уже после закрытия Соревнований судьи и участники сказали друг другу множество теплых слов, слова благодарности  за прекрасное настроение и спортивный праздник, который мы сделали своими руками! С пожеланиями доброго здоровья всем присутствующим в конце высказалась Бикмеева Светлана, неоднократный участник и организатор подобных соревнований, кандидат в мастера спорта по спортивному туризму (автомаршруты), трехкратный призер Чемпионатов мира по автомаршрутам 4 категории сложности. Светлана добавила, что очень рада была всех видеть, рада, что приехали с детьми, потренировались, выступили хорошо и что ровно через год рада будет видеть всех снова на этой замечательной поляне на берегу р. Зилим!!!

Князева Людмила, мастер спорта России, двукратный чемпион России по пешеходным маршрутам 6 категории сложности, добавила: «Ходите на маршруты, ходите семьями, ходите с детьми, и у вас тоже все получится!».

Как главный судья Соревнований, отмечаю видовые комиссии ФСТ РБ (горная, спелео, автомото), которые тепло откликнулись на просьбу «Мангуста», предоставили судей,  поставили сложные дистанции. А также спортсменам, болельщикам, детям. Отдельное СПАСИБО – начальнику отдела физической культуры и спорта Администрации Гафурийского района Республики Башкортостан Хакимову Шамилю Шакировичу за содействие в организации Соревнований!

Неоценима помощь в организации и проведении Соревнований президента ФСТ РБ Лукьянова Олега Геннадьевича. Огромное спасибо судьям г. Магнитогорск, судьям г. Оренбург, всем командам-участникам, кто принял решение об участии, потратил силы, время и средства, посоревновался, потренировался и повысил свою квалификацию в автодистанциях 2 класса. Организаторы приложат все силы, чтобы ровно через год на этой же поляне состоялись вторые открытые Соревнования Гафурийского района Республики Башкортостан, но не только 2, но и 3 класса. Спортсмены смогут выполнить нормативы 1 спортивного разряда. К этому времени подрастут наши дети, и начиная с 16 лет они примут участие в качестве штурманов. К 15.00 мы дружно собрали лагерь, все погрузили в машины и прицепы и с некоторой тоской разъехались кто Уфу, кто в Нефтекамск, Оренбург и Магнитогорск. Состоялся великолепный праздник, посвященный Всемирному дню туризма. Расставаться совсем не хотелось…

В качестве итога. Проведено очередное мероприятие под флагом турклуба «Мангуст». Команды расширили свои познания в географии двух районов Башкортостана. Посетили географический центр Республики Башкортиостан, памятники и мемориалы павшим в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., памятники известным писателям и сэсэнам Башкортостана, нашли три родника с чистейшей питьевой водой, увидели множество других достопримечательностей двух районов, побывали у заброшенных зданий бывших колхозных ферм. И если когда-то автомаршруты команд пройдут через эти места, всегда можно будет найти источник чистой воды и заночевать с палаткой на природе…Команды потренировались в фигурном вождении, испытали свои автомобили на разных типах грунта, попробовали свои силы на легком бездорожье (этап «Ямы» (трапики)». Команды научились чему-то новому для себя, включая навигацию в системах Navitel, Garmin Osmand+ и других. Все полученные навыки очень пригодятся командам на будущих туристских маршрутах более высоких категорий сложности и автодистанциях более высоких классов.   

P.S. …И как это часто бывает, к нашему отъезду небо распогодилось и вышло солнце… Мы еще раз все дружно вышли на берег р. Зилим, полюбовались красками осени…

До свидания Гафурийский район, до свидания река Зилим, мы обязательно вернемся! До будущих встреч на туристской тропе, уважаемые организации-партнеры, коллеги-судьи и друзья-одноклубники!!!

А теперь смотрим небольшой ролик с дистанции КД1 («Фигурное вождение»). Прекрасное прохождение этапов командой «Бизон», г. Уфа!!!

Полный фильм о прошедших соревнованиях будет опубликован позднее.

 

Главный судья Соревнований, мастер спорта России,

Заслуженный путешественник России, СС1К Юрий Перескоков

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла:
Скачать этот файл (34_протокол ДД.jpg)34_протокол ДД.jpgПротокол Длинной дистанции433 Кб
Скачать этот файл (35_протокол КД1.jpg)35_протокол КД1.jpgПротокол КД1 («Фигурное вождение»)542 Кб
Скачать этот файл (36_протокол КД2.jpg)36_протокол КД2.jpgПротокол КД2 («Слепое вождение»)482 Кб
Скачать этот файл (37_протокол общий зачет.jpg)37_протокол общий зачет.jpgПротокол общего (командного) зачета.487 Кб

©2022 Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
Использование материалов сайта разрешено только при наличии явной активной ссылки на источник.
Все исключительные авторские права на тексты, фото и видео принадлежат ГБУ ДО РДООЦТКиЭ