26 мая 2022 года в ГБУ ДО Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий Республики Башкортостан (далее – ГБУ ДО РДООЦТКиЭ) состоялся вебинар из цикла «Методи4ка» по развитию туристско-краеведческой работы с обучающимися и педагогами в образовательных организациях муниципальных образований Республики Башкортостан на тему «Лучшие образовательные практики туристско-краеведческой направленности в соответствии с приоритетами обновления содержания и технологий дополнительного образования детей, утвержденными Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года».
На семинаре из 3 муниципальных районов и 3 городских округов Республики Башкортостан педагогическими работниками был представлен лучший опыт педагогической деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности в соответствии с приоритетными направлениями по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей, утвержденными Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых.
Свои лучшие образовательные практики представили образовательные организации дополнительного образования детей городских округов Салават, Нефтекамска, Уфа и муниципальных образований Белорецкого, Гафурийского, Хайбуллинского районов. Выступления были содержательными и информативными.
Старший методист информационно-методического отдела ГБУ ДО РДООЦТКиЭ Андреева А.В. обосновала актуальность темы вебинара, ознакомила с определением понятия «образовательная практика», раскрыла содержательно, пояснила, с помощью каких современных эффективных технологий, методов и приемов обучения реализуются востребованные образовательные практики.
Автор программы и руководитель объединения «Большая геология в маленьком кружке» ГБУ ДО РДООЦТКиЭ, координатор республиканской геологической олимпиады и республиканского профильного лагеря «Юные геологи» Щербакова Е.И. рассказала, как в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности осуществляется междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний: географии, биологии, химии, физики и таких направлений дополнительного образования как туризм и краеведение. Ее лучшей образовательной практикой является исследовательский проект, геологическая школа активных педагогических технологий «Асылташ».
В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «ШТУРМ – Школа туристского мастерства» педагог создает условия для вовлечения детей в туристскую деятельность, посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы; обеспечивает междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний, содействует формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, организует активную исследовательскую деятельность. Лучшую образовательную практику МБУ ДО Детский центр туризма, краеведения, экскурсий «Горизонт» городского округа г. Уфа представила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Малышева М.Ю.
Образовательная практика программы «Уфаведение» отражает завершенный цикл обучения и воспитания обучающихся, в условиях образовательного проекта, реализующегося с участием наставников и новых форм наставничества. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через групповое наставничество со студентами раскрыла Харисова Г.Д., методист МБУ ДО Детский центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» городского округа г. Уфа.
Проблема формирования патриотизма актуальна и значима в наше время и перед педагогом стоит задача сформировать в каждом молодом человеке патриотические качества. Поисковое движение как форма сохранения исторической памяти общества. Педагог дополнительного образования Густова А.А. объединения «Памяти достойны» МБУ ДО Детский центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» г. Уфа представила опыт работы по патриотическому воспитанию молодёжи через поисковое движение.
Эффективно разработать экскурсионный маршрут, поход, организовать слет или выполнить более конкретную задачу – составить конкурс с элементами изучения родного края и самоорганизаций школьниками небольшого маршрута. Путешествуй – исследуя! Таков девиз образовательной практики, методическим продуктом которой являются исследовательские, творческие проекты, экскурсионные маршруты в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования детей «Юные туристы» педагога Минибаева А.Р. МБУ ДО Центр детского творчества муниципального района Гафурийский район Республика Башкортостан.
Инновации в туристско-краеведческой деятельности должны быть направлены на формирование нового туристского продукта, а также применения новых методов управления и активное использование современных информационных технологий. Они являются основой всей технологической системы производства социально-культурных услуг, и в особенности туризма. Опыт работы в создании дидактических материалов (видео презентация, видеофильмы, буклеты, виртуальные экскурсии) с использованием новых цифровых технологий, представил педагог Тавлыкаев Р.Р. МАОУ ДО Дом детского творчества муниципального района Хайбуллинский район села Акъяр.
Организуя экскурсии в местный краеведческий музей, дети по-новому начинают видеть произведения народного искусства, созданные крестьянками − носителями богатой традициями художественной культуры. Очень важно − сохранять традиции, быть их носителями и продолжателями. О возрождении традиций в рамках реализации программы «Ткачество. Традиции и современность» рассказала Дидух Т.Т. заведующая отделом краеведения МАУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма и краеведения» городского округа г. Салават
Краеведческое образование стало неотъемлемой частью педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения. Оно позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, приобщать ребенка к традициям и обычаям места, где он живет. В рамках реализации программ «Малыши-знатоки родного края», «Студия этнографии родного края» педагог дополнительного образования Поповенко О.В. МАУ ДО Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан рассказала как с помощью игровых технологий, методов и приемов обучения реализуются образовательные практики на занятиях по краеведению в детском саду.
О современном подходе к игровым технологиям с использованием элементов компьютерной игры в обучающем процессе ознакомил Султанов Е.А., педагог МАУ ДО Детско-юношеский центр спорта и туризма городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан. Он представил мастер-класс «Методика и технологии в туристско-краеведческой направленности. Геймификация образовательного процесса». Такая практика повышает вовлеченность и мотивацию обучающихся, позволяет более эффективно усваивать материал.
Одним из основных направлений в работе музеев на современном этапе является культурно-образовательная деятельность, в ходе которой реализуется воспитательная и образовательная функции. Формами музейного образовательного процесса являются – лекции по экспозициям, практические занятия в музейной аудитории, экскурсии, диспуты, ролевые игры, квизы. Словом, музей – интерактивная площадка для реализации творческих способностей обучающихся в любом возрасте. Купцова Г.В., старший методист отдела краеведения, музееведения и экскурсий ГБУ ДО РДООЦТКиЭ показала на своем мастер-классе как можно провести учебное занятие в музее интересно и познавательно для детей.
И в заключение, Андреева А.В. обобщила и отметила, что образовательные практики представлены в соответствии со следующими приоритетными направлениями по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, утвержденными Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых:
- регионоведение;
- активный туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- музейная педагогика;
- познавательный и образовательный туризм, деятельность гидов-экскурсоводов экспедиционная деятельность (геология, археология, экология и т.д.);
- обеспечение безопасности в природной и городской среде.